Home
Сегодня: 02-04-2020
 Начало
Обращение
О Фонде
География
Руководство Фонда
Члены Фонда
Информация о деятельности
Фонда
Программы
Награждение знаком Фонда
Комментарии
Юбилейный конгресс Фонда
Поиск
Страница
памяти

III. Обоснование приоритетных направлений Программы.

          Атмосфера. Основным источником загрязнения этой среды обитания человека является непосредственно его производственная деятельность. Многочисленные выбросы в атмосферу приводят не только к её загрязнению, но и к изменению состава. Особое беспокойство вызывает изменение концентрации озона в её верхних слоях, поэтому глобальный, постоянный и оперативный контроль концентрации озона позволит выявлять не только районы Земли, над которыми образовались "озоновые дыры", но причину и источник их появления.
         Сохранение флоры, и в первую очередь лесов, является также первоочередной проблемой, т.к. её состояние оказывает существенное влияние на экологию других сред и в первую очередь на атмосферу.
         До настоящего времени лесные пожары являются одним из наиболее частых явлений, сопровождающихся большим выбросом в атмосферу сажи, копоти и двуокиси углерода (от 3 до 150 миллионов тонн в год). Причем с периодичностью в 6-7 лет наблюдается их резкое возрастание. В последнее десятилетие в связи с резким ухудшением экологической обстановки проблема тушения лесных пожаров приобрела особую остроту.
         Особую опасность представляют лесные пожары на территориях, загрязненных радионуклидами, т.к. несут еще и другие, гораздо большие опасности. Пожар в таких зонах становится причиной миграции радионуклидов. В результате чего не только население данного района, но и других, более отдаленных территорий, подвергается дополнительному облучению.
         Оседая вместе с пылью, радиоактивные частицы задерживаются, скапливаются на огромной поверхности деревьев, кустарника, мягкой лесной подстилке. Отмечено, что после аварии на Чернобыльской атомной электростанции концентрация радиоактивных веществ в лесах была в 7-10 раз выше чем, в лугах, болотах. Хвойные леса задерживают радионуклидов в 2-3 раза больше, чем лиственные.
         Во время лесного пожара радиоактивные частицы переходят в аэрозольное состояние и поднимаются вверх. Пожар играет роль своеобразного насоса: перекачивает, поднимает эти частицы вместе с нагретыми массами воздуха и другими продуктами сгорания в верхние слои атмосферы. Поднимает высоко, до 6-12 километров, и переносит на достаточно большие расстояния. При крупных пожарах иногда происходит прорыв продуктов сгорания с радионуклидами даже в стратосферу. Время жизни радиационного дымо-аэрозольного облака в нижних слоях тропосферы (до 1,5 километра) меньше недели, в верхней тропосфере - около месяца, в стратосфере - от 1 до 5 лет. При этом будет постоянно происходить вымывание и осаждение радионуклидов на новых территориях. Поэтому пожары, особенно крупные, на территориях, загрязненных радиацией, чрезвычайно опасны. Опасны пожары строений, торфяников, но лесные особенно.
         Наиболее часты пожары в лесной зоне умеренных поясов, распространенной, главным образом, в Северном полушарии и занимающей огромные пространства Евразии и Северной Америки; в Южном полушарии - на западе Южной Америки к югу от 38 град. Южной широты. Основным типом растительности этой зоны является тайга, простирающаяся от Северо-запада Европы через всю Евразию до Охотского моря и Северной Америки.
         Пожароопасный период в северном полушарии начинается в апреле и длится до сентября. Ежегодно мощные пожары происходят в Малайзии, Индии, Австралии, Южной Африке и т.д. С учетом лесостепной и лесотундровой зон, а также тундры (подземные пожары) большая часть суши пожароопасна.
         Причиняемый пожарами вред не только экономический, но и большой экологический - это гибель животных, сокращение зеленой зоны Земли, изменение климата, эрозия почвы, мощное загрязнение атмосферы и т.д.
          Гидросфера. В последнее время всё острее встаёт вопрос об экономии водных ресурсов, о нехватке воды для отдельных районов и даже целых стран мира. В общем Земля располагает 1454 миллионами куб. километров воды, не считая 700-800 миллионов куб. километров, содержащихся в земной коре. Однако пресные воды (содержание солей менее 1 г/метр куб.) составляют менее 3%, т.е. около 90 миллионов куб. километров. За вычетом воды, содержащейся в ледниках Антарктиды и Гренландии и других труднодоступных местах человечество может использовать на свои нужды только 37,3 тысячи куб. километров, если учитывать количество воды выпадающей в океан по гидрографической сети материков. Использование части подземных вод даёт ещё 13 тысяч куб. километров. Таким образом, общие, готовые к использованию, ресурсы пресной воды на Земле составляют не многим более 50 тысяч куб. километров. Кроме того, дефицит пресной воды обуславливается неравномерностью распределения её ресурсов по территории земного шара, а также глобальными циклическими вариациями объёма стока рек с периодами от 2 до 3, от 5 до 7, от 11 до 13 и от 22 до 28 лет. Периоды высоких и низких вод наблюдаются синхронно в целых регионах, но иногда не совпадают на всех континентах. Наряду с вариациями стока наблюдается и устойчивое уменьшение количества воды в водоемах суши, связанное с тем, что в последние десятилетия уровень Мирового океана повышается в среднем на 1,2 миллиметров в год, что эквивалентно потере сушей ежегодно 430 куб. километров воды. Причинами этого является вырубка лесов, осушение болот, уменьшение осадков на суше. Таким образом, проблема нехватки пресной воды не может быть решена без восполнения её ресурсов, что возможно в основном путем очистки сточных вод - вод загрязненных вследствие использования в быту, на производстве, а также атмосферной воды, отводимой с населенных территорий. Требования к чистоте и объемам очистки этих групп воды различны, поэтому и затраты, технические решения, сроки реализации и окупаемости соответствующих проектов существенно отличаются.

Назад


 Email (elena@fund.ru)
elena@fund.ru
This page last updated by <webmaster@fund.ru>

Copyright © International Trustee Fund, 1997-2003
All rights reserved

Home
Today: 02-04-2020
 Home
Appeal
About
Geography
Administration
of the Fund
Members
Information
about
Fund Activities
Programs
Badge of the Fund
Feedback
Search
Memorial Data

III. Substantiation of Priority of the Trends of the Program

 

         Atmosphere. Man-made activities cause most heavy pollution and contamination of man's habitat in atmosphere and hydrosphere. Numerous environmental emissions into atmosphere not only pollute it, they cause changes in its composition. Of particular concern are changed concentrations of ozone in the upper atmosphere. This is why global-wide and day-to-day control over the ozone concentration will allow not only identify the Earth's regions where "ozone holes" have appeared but also to ferret out the cause(s) and source(s) of their occurrence.
         Preservation of flora, particularly forests, is a problem of paramount significance, insofar as it is vitally important for the ecology of other media and primary for the atmosphere.
         Up to now forest fires have been one of the most frequent events that release enormous amounts of soot, carbon black and carbon dioxide (from 3 to 150 million tones a year) into earth's atmosphere. Worse, forest fires sharply increase in number with the periodicity of 6 to 7 years. During the recent decade the problem of forest fire extinguishing has become still more acute because of dramatic worsening of environmental situation in the world as a whole.
         Of particular danger are forest fires on the territories contaminated with radionuclides, which bring about other and still worse dangers. In such a territory any fire will cause migration of the radionuclides as a result of which not only people in that particular area will be subjected to extra irradiation but in other, far more distant territories too.
         While settling together with dust, the radionuclide particles are accumulated on vast surfaces of trees, bushes, and soft litter bedding in forest. It was recorded that after the accident at the Chernobyl Atomic Power Station the concentration of radioactive substances in the forests was 7-10 times as high as that in meadows and marshes. Coniferous forests kept radionuclides 2-3 times as much as the deciduous ones.
         During a forest fire process the radioactive particles turn into gaseous or aerosol state and go upward. In fact, the fire acts as a peculiar pump: it forces upward the said particles together with the heated masses of air and other combustion products, making them ascend to the upper atmosphere, sometimes to a height of 6-12 km, and convey over quite large distances. Big fires can occasionally throw the combustion products with radionuclides as high as the stratosphere. The life span of a radioactive smoke-aerosol cloud in the lower layers of troposphere (up to 1.5 km) is less than a week, in the upper troposphere - nearly a month, in the stratosphere from 1 to 5 years. This will continuously be accompanied by "washout" and settling of radionuclides on new territories. This is why any fires, particularly big ones on the territories contaminated with radiation, constitute grave danger. Of particular danger are fires in buildings and peat soils, but forest fires are still much more dangerous.
         Fires most frequently occur in the forest zone of temperate belts which are common in the Northern hemisphere where they occupy vast territories of Eurasia and Northern America; in the southern hemisphere they are situated in the western regions of Southern America at 38 latitude south. The main type of vegetation here is taiga spreading from S-W of Europe through entire Eurasia and up to the Sea of Okhotsk and N of N. America. Fire-hazardous period in the Northern Hemisphere starts in April and lasts till September. Each year raging fires break out in Malaysia, India, Australia, Southern Africa and other regions. In fact most territories of the Earth are fire-hazardous if one will take into account forest-steppe and forest-tundra zones, also tundra areas (underground fires).
         Fires bring about not only economic losses. They cause heavy damages to ecology - destruction of wildlife, reduction of green zones on Earth, changes in climate, erosion of soil, and most pollution of the atmosphere, etc.
         Hydrosphere. Shortage of water in some regions and countries of the world has put on the agenda one of the most critical problems the economy of water resources. By and large the Earth's water reserves are amounting to 1454 million cubic kilometers of water, these not including 700-800 million cubic kilometers of water contained in the earth's crust. However, fresh water (salts content below 1 g/cu m) comprises as little as less than 3%, i.e., around 90 million cubic kilometers. With the exception of water contained in the ice fields of Antarctica, Greenland and other difficult of access places, humanity can use for its needs only 37.3 thousand cubic kilometers of fresh water, this amount including the water dropping into the world ocean outlined by the hydrographic network of continents. Another 13 thousand cubic kilometers of fresh water are obtained from subterranean waters. All in all, the total ready-for-use fresh water resources on the Earth amount to a little more than 50 thousand cubic kilometers. Worse, the deficit of fresh water on the Earth is aggravated by its uneven distribution over the globe and by the global cyclic variations in the rivers discharge with the periods of 2 to 3, 5 to 7, 11 to 13 and 22 to 28 years. The periods of high and low waters are observed in sync throughout entire regions, yet they may occasionally differ from one continent to another. To this should be added a steady decrease of water in land surface water basins. This is attributed to the fact that during recent decades the level of the World Ocean has been rising on average by 1.2 mm a year - which is equivalent to a loss of 430 cubic kilometers of surface water annually. Such loss is due to felling of forests, drainage of marshes and lessened precipitations falling on to the Earth's surface. This draws a conclusion: the problem of water shortage cannot be solved unless some or other ways of its replenishment are found. The most probable way here is sewage and rainwater purification. In view of different requirements, imposed on purification of water of different kinds, the relevant projects will differ in costs, technical solutions and terms of realization and payback.

Back


 Email (elena@fund.ru)
elena@fund.ru
This page last updated by <webmaster@fund.ru>

Copyright © International Trustee Fund, 1997-2003
All rights reserved