Home
Сегодня: 02-04-2020
 Начало
Обращение
О Фонде
География
Руководство Фонда
Члены Фонда
Информация о деятельности
Фонда
Программы
Награждение знаком Фонда
Комментарии
Юбилейный конгресс Фонда
Поиск
Страница
памяти

I. Общая характеристика проблемы.

         Жизнедеятельность человека определяет в настоящее время состояние окружающей среды. Исторически сложились условия, которые первоначально не вызывали тревоги при развитии промышленности и средств переработки природных ресурсов. Казалось, что природа в состоянии самостоятельно справится с теми нежелательными изменениями, которые проявлялись в связи с развитием техники. Интуитивно предполагалось, что процесс накопления отрицательных факторов в окружающей среде следует по линейному закону. Однако развитие промышленности, средств сообщения, энергетики, как и вовлечение в область интенсивного производства стран, где ранее такие производства отсутствовали, показывают, что эти процессы следуют по экспоненте, т.е. весьма уместна аналогия с условиями взрыва. Одновременно из-за постоянно расширяющихся масштабов загрязнения наметились связи, которые определяют взаимное воздействие при заражении отдельных составляющих окружающей среды. Так заражение атмосферы может привести к появлению кислотных дождей, что сказывается на состоянии воды и почвы. В свою очередь такое ухудшение обстановки приводит к отрицательным последствиям в различных областях хозяйственной деятельности человека. Другими словами прослеживается та же экспоненциальная зависимость при оценке экологической безопасности вредных воздействий на природу. Таким образом, даже качественные оценки показывают, что степень загрязнения окружающей среды достигла такого уровня, что в ближайшее время многие процессы грозят стать необратимыми. Фонд накапливает необходимую информацию для формирования банка исходных данных, позволяющего осуществлять структурный анализ состояния окружающей среды, хотя, зачастую, в этой области встречаются серьезные трудности из-за отсутствия данных по многим странам.
         Сложившаяся в мире экологическая обстановка показывает, что защитить отдельно взятую страну от вредных воздействий производственной деятельности человека не представляется возможным. Катастрофа на Чернобыльской АЭС, пожары в верховьях Амазонки, опустошающие наводнения в Европе и Азии и т.п., оказывают влияние на экологическую обстановку в глобальном объеме, т.е. нет возможности поддерживать уровень экологической безопасности в пределах отдельной страны несмотря на любые предпринятые усилия. Отсюда следует естественный вывод о том, что деятельность по защите от вредных последствий должна носить международный характер, причем каждая из стран должна руководствоваться едиными правовыми положениями и прежде всего, на основе рекомендаций ООН.
         Стоимостные оценки проектов, как и отдельных технических средств, для обеспечения необходимого уровня экологической безопасности, свидетельствуют о весьма высоких затратах. Выход может быть найден в том, что необходимо осуществить международную специализацию при производстве средств для защиты окружающей среды. Эти действия так же требуют координации усилий стран производителей и принятия общих законодательных положений. Еще одной определяющей особенностью рассматриваемых вопросов является необходимость комплексного подхода при создании системы защиты окружающей среды. Очевидно, что защита отдельных компонентов среды (например, почвы, воды или атмосферы) не приводит к требуемым результатам. Вместе с тем, существующие технические средства, реализуемые в настоящее время в производстве, не всегда отвечают современным требованиям и не могут противостоять возрастающей экологической опасности. Необходимо разрабатывать новые подходы при создании защитных устройств на базе последних научных достижений и передовых технологий. Все выше сказанное можно обобщить в нескольких положениях.
         Разработка Программы по реализации системы экологической безопасности и соответствующих средств для этих целей должна осуществляться исходя из следующих соображений:
         а) Программа должна учитывать существующий ныне уровень опасности загрязнения окружающей среды и возможный лавинообразный характер роста неблагоприятных факторов в ближайшем будущем.
         б) Программа должна учитывать интересы большинства стран сообщества и в большей степени базироваться на рекомендациях ООН и общих для всех стран законодательных положениях.
         в) Программой предусмотрено комплексное решение защиты окружающей среды, которое должно базироваться на передовых научных идеях и современной технике.
         г) Программой предусматривается координация усилий ряда стран и соответствующая специализация производства технических средств, необходимых для повышения уровня экологической безопасности.
         Основываясь на этих положениях, определены принципы формирования Международной Программы "Защита окружающей среды Земли", в которой приводятся сведения о предложениях ряда организаций России и других стран по созданию методов и средств повышения уровня экологической безопасности. Нужно отметить, что этот список проектов постоянно пополняется и, в ближайшее время, будет существенно расширен. Структурно Программа (кроме настоящего раздела) включает в себя положения о целевой направленности, где приводятся сведения об объектах, которые должны защищаться в экологическом плане, существующих и новых принципах и методах, положенных в основу предлагаемых средств защиты окружающей среды.
         Наряду с содержательной частью Программы (основные предложения можно проследить по таблице 1) изложены сведения по ожидаемым результатам, использованию научно-технического и производственного потенциала страны, использованию возвратных ресурсов и т.п. Предложен механизм реализации Программы, который предполагает использовать государственно-коммерческое управление внедрением экологической системы. Наряду с этим предполагается организовать широкое международное сотрудничество, привлекая к его реализации достаточно разветвленную сеть Фондов Попечителей МГАТУ.
         Предложенную Программу следует рассматривать как попытку системного подхода к организации международной экологической безопасности Земли с реализацией внутри этой системы ряда методов и средств для комплексного решения задачи.

Назад


 Email (elena@fund.ru)
elena@fund.ru
This page last updated by <webmaster@fund.ru>

Copyright © International Trustee Fund, 1997-2003
All rights reserved

Home
Today: 02-04-2020
 Home
Appeal
About
Geography
Administration
of the Fund
Members
Information
about
Fund Activities
Programs
Badge of the Fund
Feedback
Search
Memorial Data

I. General Features of the Problem

         Nowadays it is man's vital activity that defines the Earth's environmental conditions. The course of historic development shows that that initially there was no concern with the developing industries and facilities intended to process natural resources. It looked out as if nature was quite capable of managing independently those undesirable changes that technological progress was bringing about. Intuitively it was assumed that the process of negative factors accretion in the environment had been governed by linear law. However, the development of industries, communications, energetic, as well as intensive progress of production in the countries where such industries had not existed before, showed that these processes had been actually growing exponentially; a comparison with the conditions of an explosion would be quite in place here. Furthermore, because of an ever-growing scale of pollution there have arisen certain links whose interplay affects some of the environmental components as these are being polluted. Indeed, "acid" rains may come out as a result of atmospheric pollution, such rains affecting the water and soil. This, in turn, will have a negative impact on economy. In other words, the same exponential relationship is observed to exist while assessing the ecological safety of nature from harmful impacts on it in different fields of human activity. Hence, even qualitative assessments show that the Earth's environment has been polluted to such a degree that time is not far when many processes may turn irreversible. The Fund has been accumulating the necessary initial data so to create the databank for structural analysis of environment, even though this field often encounters serious troubles because of the lack of data on many countries.
         As the world ecological situation shows, it is impossible to protect a single country from the noxious impacts of man's productional activity. The disaster at the Chernobyl Atomic Power Station, fires on the Amazon River, devastating inundations in Europe and Asia, etc., have also affected the global ecological situation insofar as no single country can maintain safe ecology within its territory. The only logical conclusion from the above is that noxious impacts on ecology can be fought successfully only on international scale, each country strictly following the legal provisions which, as a rule, are based on the UN recommendations.
         The cost estimates of projects, as well as of separate facilities implemented to ensure the required level of ecological safety, prove that these are rather expensive. One of the way outs of this difficulty may lie in international specialization in manufacture of means of environment protection. Such actions will naturally require the coordination of efforts of the manufacturing countries and adoption of common legal regulations. Another vital feature of the questions under consideration consists in that any environmental protective system must be built on complex approach. Obviously, any trials to protect separate components of environments (eg, soil, water or atmosphere) will fail to achieve a success. It should be noted here that the existing technical means not always meet the modern requirements and fail to withstand the ever-growing danger of ecological catastrophe. This dictates the necessity to develop new approaches in designing ecology-protection means, using the latest achievements in science and technology. The aforesaid can be summarized in few statements:

    a)    The Program must take into account the present day level of environmental pollution and possible, avalanche-like occurrence of unfavorable factors in the near future.
    b)    The Program must take into account the interests of the majority of the community countries and be largely constructed on UN recommendations and provisions that are common for legislation of all countries.
    c)    The Program must provide complex solution of the environment-protection task, such task being based on the advanced concepts of contemporary science and technology.
    d)    The Program must provide for the coordination of efforts of some countries and their specialization in the manufacture of technical means needed to increase the level of ecological safety.

         Being based on these positions, principles of formation of the International Program "Protection of the Earth Environment" have been determined. The International Program contains the information on proposals of some organizations of Russia and other countries on creation of methods and means of ecological safety level increase. It is necessary to note, that this list of projects constantly replenishes and, in the near future, will be essentially expanded. Structurally the Program (except for the present unit) includes positions of target orientation: data on objects which should be ecologically protected, existing and new principles and methods put in a basis of offered means of environment protection.
         Alongside the contextual part of the Program (the main provisions can be seen in Table 1), it embodies also the information on expected results, use of scientific-technological and production potential of the country, utilization of recoverable resources, etc. A mechanism to realize the Program according to which state-commercial management will be applied to implement the ecological system is proposed. Parallel with this it is supposed to organize a broad international cooperation with participation of Trustee Funds of the Tsyalkovsky Moscow State Aviation Technological University (MSATU) of different countries.
         The proposed Program should be regarded as a trial of systematized approach to the organization of international ecological safety of the Earth with realization of a number of means for complex settlement of the task.

Back


 Email (elena@fund.ru)
elena@fund.ru
This page last updated by <webmaster@fund.ru>

Copyright © International Trustee Fund, 1997-2003
All rights reserved