I. Общая характеристика проблемы.
Жизнедеятельность
человека определяет в настоящее время состояние
окружающей среды. Исторически сложились условия,
которые первоначально не вызывали тревоги при
развитии промышленности и средств переработки
природных ресурсов. Казалось, что природа в
состоянии самостоятельно справится с теми
нежелательными изменениями, которые проявлялись
в связи с развитием техники. Интуитивно
предполагалось, что процесс накопления
отрицательных факторов в окружающей среде
следует по линейному закону. Однако развитие
промышленности, средств сообщения, энергетики,
как и вовлечение в область интенсивного
производства стран, где ранее такие производства
отсутствовали, показывают, что эти процессы
следуют по экспоненте, т.е. весьма уместна
аналогия с условиями взрыва. Одновременно из-за
постоянно расширяющихся масштабов загрязнения
наметились связи, которые определяют взаимное
воздействие при заражении отдельных
составляющих окружающей среды. Так заражение
атмосферы может привести к появлению кислотных
дождей, что сказывается на состоянии воды и
почвы. В свою очередь такое ухудшение обстановки
приводит к отрицательным последствиям в
различных областях хозяйственной деятельности
человека. Другими словами прослеживается та же
экспоненциальная зависимость при оценке
экологической безопасности вредных воздействий
на природу. Таким образом, даже качественные
оценки показывают, что степень загрязнения
окружающей среды достигла такого уровня, что в
ближайшее время многие процессы грозят стать
необратимыми. Фонд накапливает необходимую
информацию для формирования банка исходных
данных, позволяющего осуществлять структурный
анализ состояния окружающей среды, хотя,
зачастую, в этой области встречаются серьезные
трудности из-за отсутствия данных по многим
странам.
Сложившаяся в мире
экологическая обстановка показывает, что
защитить отдельно взятую страну от вредных
воздействий производственной деятельности
человека не представляется возможным.
Катастрофа на Чернобыльской АЭС, пожары в
верховьях Амазонки, опустошающие наводнения в
Европе и Азии и т.п., оказывают влияние на
экологическую обстановку в глобальном объеме,
т.е. нет возможности поддерживать уровень
экологической безопасности в пределах отдельной
страны несмотря на любые предпринятые усилия.
Отсюда следует естественный вывод о том, что
деятельность по защите от вредных последствий
должна носить международный характер, причем
каждая из стран должна руководствоваться
едиными правовыми положениями и прежде всего, на
основе рекомендаций ООН.
Стоимостные оценки
проектов, как и отдельных технических средств,
для обеспечения необходимого уровня
экологической безопасности, свидетельствуют о
весьма высоких затратах. Выход может быть найден
в том, что необходимо осуществить международную
специализацию при производстве средств для
защиты окружающей среды. Эти действия так же
требуют координации усилий стран производителей
и принятия общих законодательных положений. Еще
одной определяющей особенностью
рассматриваемых вопросов является
необходимость комплексного подхода при создании
системы защиты окружающей среды. Очевидно, что
защита отдельных компонентов среды (например,
почвы, воды или атмосферы) не приводит к
требуемым результатам. Вместе с тем,
существующие технические средства, реализуемые
в настоящее время в производстве, не всегда
отвечают современным требованиям и не могут
противостоять возрастающей экологической
опасности. Необходимо разрабатывать новые
подходы при создании защитных устройств на базе
последних научных достижений и передовых
технологий. Все выше сказанное можно обобщить в
нескольких положениях.
Разработка
Программы по реализации системы экологической
безопасности и соответствующих средств для этих
целей должна осуществляться исходя из следующих
соображений:
а) Программа должна
учитывать существующий ныне уровень опасности
загрязнения окружающей среды и возможный
лавинообразный характер роста неблагоприятных
факторов в ближайшем будущем.
б) Программа должна
учитывать интересы большинства стран сообщества
и в большей степени базироваться на
рекомендациях ООН и общих для всех стран
законодательных положениях.
в) Программой
предусмотрено комплексное решение защиты
окружающей среды, которое должно базироваться на
передовых научных идеях и современной технике.
г) Программой
предусматривается координация усилий ряда стран
и соответствующая специализация производства
технических средств, необходимых для повышения
уровня экологической безопасности.
Основываясь на этих
положениях, определены принципы формирования
Международной Программы "Защита окружающей
среды Земли", в которой приводятся сведения о
предложениях ряда организаций России и других
стран по созданию методов и средств повышения
уровня экологической безопасности. Нужно
отметить, что этот список проектов постоянно
пополняется и, в ближайшее время, будет
существенно расширен. Структурно Программа
(кроме настоящего раздела) включает в себя
положения о целевой направленности, где
приводятся сведения об объектах, которые должны
защищаться в экологическом плане, существующих и
новых принципах и методах, положенных в основу
предлагаемых средств защиты окружающей среды.
Наряду с
содержательной частью Программы (основные
предложения можно проследить по таблице 1)
изложены сведения по ожидаемым результатам,
использованию научно-технического и
производственного потенциала страны,
использованию возвратных ресурсов и т.п.
Предложен механизм реализации Программы,
который предполагает использовать
государственно-коммерческое управление
внедрением экологической системы. Наряду с этим
предполагается организовать широкое
международное сотрудничество, привлекая к его
реализации достаточно разветвленную сеть Фондов
Попечителей МГАТУ.
Предложенную
Программу следует рассматривать как попытку
системного подхода к организации международной
экологической безопасности Земли с реализацией
внутри этой системы ряда методов и средств для
комплексного решения задачи.
Назад
|