Home
Сегодня: 25.04.2024
 Начало
Обращение
О Фонде
География
Руководство Фонда
Члены Фонда
Информация о деятельности
Фонда
Программы
Награждение знаком Фонда
Комментарии
Юбилейный конгресс Фонда
Поиск
Страница
памяти

"Единение только тогда благо для человека,
когда это - единение всего человечества во
имя основы, общей всему человечеству"
Л.Н.Толстой

 

"Гармонизация мировой аэронавигационной системы"

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРОГРАММА
Фондов попечителей Московского государственного авиационного
технологического университета имени К.Э.Циолковского

Введение

1. Общая характеристика проблемы

2. Целевая ориентация программы

3. Анализ существующих и перспективных методов реализации представленных проектов

4. Содержание программы. Этапы и сроки ее реализации.

5. Ожидаемые результаты реализации программы

6. Основные разделы программы

Основные направления реализации Программы (Приложение 1)

Информационный листок

ВВЕДЕНИЕ

      Эффективность и безопасность авиационной транспортной системы мира во многом определяется качеством функционирования ее важнейшего элемента - аэронавигационной системы (АНС).
      Особенности экономического развития стран, различие в аэронавигационных средствах, правилах и процедурах создают узкие места на пути основных потоков воздушного движения. В результате резко увеличиваются задержки воздушных судов на земле и в воздухе, повышается риск авиационных происшествий.
      Принятые Международной гражданской авиацией (ИКАО) на 10 Аэронавигационной конференции меры, связанные с внедрением перспективной концепции систем связи, навигации, наблюдения/организации воздушного движения (CNS/ATM), глобального и региональных планов ее внедрения в значительной степени способствуют устранению этих недостатков и содействуют процессу гармонизации и последующей интеграции национальных аэронавигационных систем.
      Реализация концепции в ряде стран сталкивается с серьезными трудностями. Особенно это касается стран с большой территорией, где ввиду необходимости внедрения обширного комплекса средств, требуются большие капиталовложения. Ситуация может усугубиться в условиях экономических трудностей, когда в первую очередь реализуется финансирование социальных и других более важных проблем.
      Именно такая ситуация сложилась в настоящее время в России и большинстве стран СНГ, где темпы внедрения концепции CNS/ATM резко снизились. В этом случае говорить о гармонизации мировой аэронавигационной системы можно лишь условно, так как территория, занимаемая Россией и другими странами-членами СНГ сама по себе является крупным регионом, через который проходят весьма важные для всего мирового сообщества маршруты полета. В силу этого, проблемы России становятся как бы общей проблемой, требующей для своего решения помощи заинтересованных стран, авиакомпаний и других инвесторов.
      Фонды попечителей МГАТУ России, США, Франции, Великобритании, Австралии, Чехии, Кипра и других стран, опираясь на широкое сотрудничество с научной общественностью этих стран, сформировали настоящую программу с целью устранить имеющиеся в России недостатки в аэронавигационном обеспечении полетов, ориентируясь, в первую очередь, на решении проблем эксплуатации международных воздушных трасс и аэродромов.
      Основные направления программы Фондов совпадают с традиционными путями совершенствования и развития национальных АНС. В то же время выделены в отдельные направления, без реализации которых невозможно достичь желаемых целей: гармонизация АНС России и других стран СНГ (№7); интеграция АНС России и других стран СНГ в мировую систему (№ 8), управление безопасностью воздушного движения (№11), нетрадиционные пути развития АНС (№ 12), научная поддержка деятельности АНС (№ 13).
      Направления программы отражают весь комплекс организационных, экономических, тактических, технических, технологических и эргономических мер, необходимых для развития национальной АНС и обеспечения ее последующей интеграции в общемировую систему.
      Большинство проектов, составляющих основу этих направлений (Приложение 1) представляет интерес для аэронавигационного обслуживания полетов в любой стране мира, что должно послужить хорошей основой для успешной работы Фонда в этом направлении.

к оглавлению

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ

      Аэронавигационная система является, наряду с парком воздушных судов и аэродромами, важнейшим элементом авиационной транспортной системы. Для того, чтобы использование гражданской авиации было эффективным, необходимо обеспечить соответствие ее возможностей спросу на авиаперевозки и осуществить координированное развитие всех ее элементов.
      Еще сравнительно недавно решение этих проблем осуществлялось, в основном, на национальном уровне, так как объем международных полетов в России и других странах СНГ был в процентном отношении весьма не велик и не мог существенно влиять на принимаемые в стране решения по развитию аэронавигационных средств обеспечения воздушного движения.
      В настоящее время ситуация существенно изменилась. Быстрое расширение международного сотрудничества, рост объема перевозок на дальних магистральных самолетах, способных покрывать расстояния более 10 тыс.км, появление глобальных спутниковых средств связи, навигации и наблюдения привели к необходимости интеграции национальных аэронавигационных систем в единые региональные, а затем и мировую аэронавигационную систему.
      Предопределяя такое развитие событий, ИКАО на 10 Аэронавигационной конференции в сентябре 1991г. приняла к реализации перспективную концепцию систем связи, навигации, наблюдения и организации воздушного движения (CNS/ATM), а впоследствии разработала глобальный и региональные планы ее внедрения.
      Таким образом, развитие аэронавигационной системы стран СНГ должно отвечать не только внутренним потребностям, но и быть способной обеспечить свои функции в международном плане, эволюционно через гармонизацию с зарубежными системами перейти к их интеграции. Первоначально такая гармонизация и интеграция должна быть осуществлена в Европейском регионе ИКАО, в который входят все страны-члены СНГ.
      Западные страны в рамках международной организации Евроконтроль уже на протяжении ряда лет координируют свою деятельность в обеспечении гармонизации национальных аэронавигационных систем и, начиная с 1998г., приступили к этапу их интеграции. Быстрые темпы совершенствования систем в Западной Европе, как и в других странах мира (США, Канаде, Японии, Австралии и др.), обусловили необходимость обеспечения требуемой безопасности и эффективности полетов в условиях крайне высокой интенсивности воздушного движения, к тому же имеющей тенденции к непрерывному увеличению. Этим объясняется ускоренное внедрение на Западе перспективных элементов систем CNS/АТМ и сокращенных норм эшелонирования воздушных судов.
      В России положение несколько иное. Экономическая ситуация в стране, связанная с переходом к рынку, привела к резкому снижению спроса на авиаперевозки и, как следствие, к падению интенсивности полетов. В этих условиях задача развития отечественной аэронавигационной системы не могла стать приоритетной и, как результат, темпы внедрения новой техники и технологии резко снизились. Недостаток в материальных ресурсах привел к переходу от политики развития системы, к политике поддержания ее функционирования.
      Ежегодно увеличивающиеся "Ножницы" между западными странами и Россией в уровне внедрения рекомендуемых ИКАО систем постепенно приводит к целому ряду негативных проблем:

  1. Отечественные воздушные суда непрерывно должны модернизироваться, чтобы удовлетворить требования, предъявляемые для полетов по зарубежным авиатрассам. В условиях эксплуатации воздушных судов авиакомпании вынуждены нести большие материальные затраты.
  2. Затрудняются полеты зарубежных воздушных судов на территории страны, так как уровень аэро-навигационного обеспечения полетов существенно отличается от уровня западных стран.
  3. Все большее различие в уровне технического оснащения в России и западных странах становится преградой на пути гармонизации и интеграции систем в рамках Европейского региона ИКАО.
  4. Уровень технического оснащения в России не позволяет обеспечить гибкость в установлении мар-шрутов полетов и отдаляет ее от решения целевой задачи передовых западных стран - к переходу на "свободные полеты".
  5. Уровень безопасности воздушного движения в России, несмотря на падение интенсивности воз-душного движения, не имеет устойчивой тенденции к росту.

      Состояние аэронавигационного обеспечения полетов заботит не только авиационные круги России, но также и мировое авиационное сообщество. Это определяется важным географическим положением страны, через которую проходят целый ряд выгодных транзитных маршрутов, соединяющих различные континенты. Экономия времени полета по этим маршрутам может достигать нескольких часов.
      Другим фактором пристального внимания западных стран к положению с аэронавигационным обеспечением в России, является растущий объем международных авиационных связей с нашей страной, достигающий 6% в год.
      Россия по сути - крупный регион. Ее аэронавигационная система является уникальной по размерам охватываемой территории, различию климатических условий, наличию больших неосвоенных территорий.
      Ежегодно для развития системы, в соответствии с планами внедрения концепции CNS/ATM, требуются крупные капиталовложения. В существующих экономических условиях в стране такие вложения в систему нереальны. С другой точки зрения, если не принять должных мер, проблема обеспечения интеграции России в мировую систему в обозримом будущем решена не будет.
      Из этого можно сделать вывод о необходимости использования возможностей взаимовыгодного международного сотрудничества в данной области, основываясь на глобальном плане ИКАО по переходу к перспективным системам CNS/ATM.
      Настоящая программа, направленная на ускоренное вхождение аэронавигационной системы России в мировую систему базируется на следующих положениях:

  1. Программа должна учитывать быстрый рост негативных последствий при сохранении существующего положения с внедрением новой техники и технологии в России.
  2. Программа должна быть ориентирована на реализацию положений, изложенных в Глобальном и Европейском плане внедрения перспективной концепции CNS/ATM ИКАО.
  3. Программой должно быть предусмотрено комплексное решение проблемы развития аэронавигационной системы России и ее последующей интеграции в Европейскую и общемировую системы.
  4. В программе должна быть предусмотрена координация усилий ряда стран и международных организаций.

      Исходя из этих положений сотрудниками Фонда предприняты усилия для разработки программы "Интеграция аэронавигационной системы России в мировую систему", которая концентрирует свое внимание на проектах, заинтересованность в реализации которых существует как в России, так и в других странах и международных авиационных организациях. С этой целью предполагается организовать широкое международное сотрудничество, привлекая к реализации программы широкую сеть отделений Фонда в мире.

к оглавлению

2. ЦЕЛЕВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ПРОГРАММЫ

2.1.Повышение безопасности и эффективности использования сети международных трасс России.

      Общая протяженность международных воздушных трасс России превышает 200 тыс. км, около 50 зарубежных авиакомпаний регулярно совершают полеты по этим трассам. Через страну проходит ряд транзитных маршрутов, кратчайшим путем связывающих Европу и Северную Америку с Азиатским континентом. Значительная часть международных маршрутов, особенно транзитных, проходит в малоосвоенных районах, где использование традиционных радиотехнических средств обеспечения полетов крайне затруднительно. К тому же это требует больших материальных затрат.
      На тех трассах, где такое оборудование имеется, ряд систем выработало свой ресурс и требует замены. Вследствие этого обеспеченность международных трасс России системами, рекомендованными ИКАО и использующими последние достижения науки и техники, включая спутниковую технологию, является главным условием повышения безопасности и эффективности полетов.

2.2.Создание необходимых условий для гармонизации систем внутри России, других стран СНГ и последующей их интеграции в Европейскую и общемировую системы.

      Создание перспективной аэронавигационной системы России в соответствии с перспективной концепцией CNS/ATM является чрезвычайно сложной проблемой, связанной с большими материальными затратами. В силу этого, в основу развития системы принят эволюционный подход, основанный на приоритетности реализации проектов. К числу приоритетных проблем можно отнести проект модернизации Московских автоматизированных систем УВД, внедрение районной АС УВД в г.Самаре и др. Целый ряд проектов, необходимых для гармонизации аэронавигационной системы России и стран-членов СНГ, заморожены и требуют особого внимания при разработке данной программы.
      С целью подготовки к интеграции национальных систем в масштабе региона предполагается реализовать организационные мероприятия по согласованию решений и совместному проведению работ. Для этой цели потребуется разработка соответствующих планов и технической архитектуры перспективной интегрированной системы.
      Важным моментом в достижении данной цели должны стать постоянные контакты и, возможно, совместные работы с Евроконтролем, а также сопредельными с Россией государствами - Японией, Китаем и др.

2.3. Создание необходимого научного задела для дальнейшего развития аэронавигационной системы.

      Международное авиационное сообщество признало, что целый ряд стоящих перед ним проблем невозможно решить самостоятельно, так как требуется анализ и статистика в большом количестве и по всем регионам мира. Кроме того, совместная работа над общими проблемами экономически выгодна для каждой страны.
      В России за последние годы выполнен большой объем работ в направлении нетрадиционного развития аэронавигационных систем, созданию уникального программного продукта, экспертных систем моделирования процессов организации воздушного движения, исследований человеческого фактора и др.
      Многие из этих работ, которые являются весьма перспективными и представляют интерес для международной авиационной общественности, могут сравнительно быстро быть доведены до практической реализации в случае, если настоящая программа начнет эффективно выполняться.

к оглавлению

3. АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ И ПЕРСПЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРЕДСТАВЛЕННЫХ ПРОЕКТОВ

      В настоящее время, кроме финансовых, не существует серьезных трудностей в создании и внедрении новейшей техники и технологии для целей аэронавигации, рекомендованных ИКАО. Более того, существует большой неиспользованный потенциал промышленности и науки в России, который при финансовой поддержке может быть задействован при реализации программы.
      Сложнее обстоит дело с созданием эффективных международных организаций или групп сотрудничества для проведения работ по гармонизации и интеграции национальных систем совместно со странами-членами СНГ, странами, входящими в состав Евроконтроля, а также со смежными с Россией странами - Японией, Китаем и др.
      Существующие на Западе формы такого сотрудничества в области аэронавигации наглядно показали их эффективность и полезность для каждой страны. Это обстоятельство отмечено и в решениях Всемирной конференции, проведенной ИКАО в Рио-де-Жанейро в 1998г.
      Опыт Фонда в осуществлении международных контактов и организации важных для всего человечества работ, является отправной точкой включения таких проектов в данную программу. Этому должен способствовать высокий авторитет членов Фонда на политической и общественной сцене в России и за рубежом.
      Исследования по поиску новых направлений развития аэронавигации ведутся во всех развитых странах. В России, богатой новыми идеями и осуществляющей конверсию оборонных отраслей промышленности, накоплен большой задел таких исследований. Ознакомление широкой авиационной общественности мира с данными исследованиями и взаимные контакты, осуществляемые членами Фонда, будут способствовать поиску стран, технически и экономически заинтересованных в их практической реализации.

к оглавлению

4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
ЭТАПЫ И СРОКИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

      В Приложении 1 к программе представлен перечень предлагаемых проектов. Проекты предусматривают реализацию организационных, тактических, технических, технологических и эргономических мероприятий, способствующих гармонизации аэронавигационной системы России, других стран СНГ и обеспечение стартовых условий для их последующей интеграции с системами других государств. Приведены краткие сведения о средствах, используемых при решении поставленных задач, состояние разработок на 2000г. и ориентировочная стоимость их реализации. Установлен условный рейтинг проектов, учитывающий сроки реализации, объем финансирования и эффект от внедрения. Если речь идет о целевом финансировании проектов, их рейтинг приниматься во внимание не будет, так как он в значительной степени зависит от потребности стран и регионов, где будет внедряться проект.

 

к оглавлению

5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

      Реализация программы позволит ускорить внедрение в России новой техники и технологии в области аэронавигации и тем самым вписаться в темпы внедрения концепции CNS/ATM, предусмотренные Глобальным планом ИКАО. При этом возможно достижение следующих результатов:

- устранение узких мест на пути основных потоков воздушных судов, в первую очередь, на международных транзитных трассах;

- снижение непроизводительных потерь пользователей воздушного пространства при полетах над территорией России на 10-15%;

- достижение уровней безопасности воздушного движения, планируемых ИКАО после 2000г. (повышение в 4 раза по каждому виду эшелонирования);

- повышение эффективности деятельности диспетчерского и летного состава;

- расширение объема научных исследований и темпов внедрения их результатов в жизнь;

- углубление международного сотрудничества, содействие тесному контакту ученых и специалистов разных стран;

- снижение времени и затрат на проведение аналогичных проектов в каждой отдельно взятой стране, за счет объединения усилий по их совместному выполнению;

- обеспечение этапа интеграции систем, вследствие контактов специалистов разных стран на ранней стадии работы и последующей совместной деятельности.

к оглавлению

6. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ

1. Организационно-функциональная структура АНС и управление ее деятельностью.

2. Структура воздушного пространства и сети трасс.

3. Наземные, бортовые и космические средства связи, навигации и наблюдения.

4. Автоматизация процессов планирования и УВД.

5. Автоматизация процессов самолетовождения.

6. Системы поддержки деятельности АНС.

7. Гармонизация и интеграция АНС России и других стран СНГ.

8. Интеграция АНС России и других стран СНГ в мировую систему.

9. Человеческий фактор.

10. Техническая эксплуатация и поддержание деятельности АНС.

11 .Управление безопасностью воздушного движения.

12. Нетрадиционные пути развития АНС.

13.Научная поддержка деятельности АНС.

14. Общественная экспертиза аэронавигационного обеспечения.

к оглавлению

Приложение 1

Основные направления реализации Программы

1. Разработка и внедрение комплексов средств аэронавигационного обеспечения полетов и автоматизированных систем

2. Разработка и внедрение новой техники и технологии.

3. Проведение перспективных исследований

4. Проведение организационно-технических мероприятий

5. Разработка требований и программ

к оглавлению


 Email (elena@fund.ru)
elena@fund.ru
This page last updated by <webmaster@fund.ru>

Copyright © International Trustee Fund, 1997-2003
All rights reserved